http://bikepost.ru/blog/30628/Vtoraja-zhizn-mototsepi.htmlВторая жизнь мотоцепи
Она видит иное пламя, горящее в памяти: сияние кокса в кузнечном горне, который работает на выхлопе пылесоса. Старик кузнец стоит рядом с ней и держит в руке приводную цепь какого-то допотопного мотоцикла, тщательно свернутую в компактную массу и закрепленную куском ржавого провода. Держит, чтобы взять щипцами и сунуть в плавильный горн. И чтобы в конце концов отковать из нее, добела раскаленной, странно-зернистое лезвие дамасского кинжала, призраки звеньев становятся явственно видны, когда клинок выкован, погашен водой, выправлен и отполирован на точильном круге.
© У. Гибсон, «Все вечеринки завтрашнего дня» Нормальные люди выкидывают изношенные цепи. Менее нормальные делают из них бижутерку. А отдельные извращенцы куют ножи! Это потрясающая идея — возможность дать детали вторую жизнь, снова сопровождать хозяина и служить ему верой и правдой. В Америке в одно время было популярно делать такие клинки из цепей своих первых Харлеев, дабы не только память грела душу. Впрочем, и в России есть Мастера…
Под катом — фотоподборка ножей, сотворенных из цепей мотоциклов, и немного о процессе их изготовления.
Цепь состоит из звеньев и осей, сталь на которых разная, что и дает эффект дамаска. Старые цепи делят на куски, эти куски сваривают в заготовки. Потом заготовки нагревают в горне до 850° С и кладут под пресс, чтобы избавиться от пустот между звеньями.
Затем спрессованные заготовки прокладывают листом стали 5160, обертывают нержавейкой и помещают все это в заранее приготовленный контейнер. Контейнер с пакетом варят при 1300° С, а потом содержимое легко достают из обертки благодаря прокладкам из нержавейки.
Потом заготовку расковывают до желаемой толщины. Необходимо, чтобы рисунок проявился в верхнем слое. Поэтому дальше форму клинку придают не ковкой, а просто обрезают по шаблону. Перед тем, как поместить лезвие в раствор хлорного железа, его шлифуют, сверлят и закаливают. Для проявления рисунка клинок протравливают в кислотной ванне без дополнительной полировки. В конце его просто промывают в воде с аммонием, чтобы убрать следы кислоты.
В итоге получился Chain San Mai Damascus Machete (кузнец Ариэль Элиас Салаверриа). Его клинок сделан из цепи мотоцикла с добавлением стали 5160, а рифленая рукоять ручной работы — из текстолита Micarta c болтами вместо заклепок.
На кожаном ремешке висят звенья от цепи бензопилы.
Вот еще несколько ножей, изготовленных подобным способом:
1. Ножик для труЪ-однопроцентника=) Клинок Антона Жуйкова — цепь. Рукоять — рог, нейзильбер, кусочек фибры. Ножны — кожа америкосовская, вегетарианская, пропитана всякими ништяками.
2. Нож-«боуи», созданный Брайаном Литтлом (Brian Lyttle). Клинок из цепи мотоцикла Harley Davidson, рукоять из оленьего рога с латунными накладками. Пожалуй, боуи — это самые байкерские по духу ножи. Вряд ли авантюрист Джим Боуи, когда вспарывал на той дуэли животы своим противникам, предполагал, что его самопальный ножик приобретет такую популярность. Подобно Harley Davidson, ставшему мотолегендой, нож-«боуи» — оружейный символ Америки.
3. Кузнец Дмитрий Шевченко создал несколько ножей из мотоцепей. Клинок сделан из цепи, рукоять та же цепь, но слегка проварена.
4. Охотничий нож, автор — Эндрю Такач (Andrew Takach). Клинок из мотоцепи, на рукояти накладки из текстолита Micarta. ИМХО, один из самых красивых ножей в этой подборке. Рукоять даже на вид удобна, руки тянутся пощупать через монитор))
5. Остальные работы в моей подборке — творения аргентинского Мастера Ариэля Элиаса Салаверриа (Ariel Elias Salaverria).
Chain and Bone Damascus Drop Point:
Дамасский клинок каплевидной формы (дроп-пойнт) сделан из приводной цепи, та же цепь ушла на гарду и «череподробилку». Рукоять была сделана из текстолита Micarta с навершием из полированной кости коровы, а ножны из телячьей кожи ручной выделки.
6. Chain San Mai Damascus Tanto
Клинок из мотоциклетной цепи с добавлением стали 5160. Рукоять ручной работы из текстолита Micarta. На ножны из полированного клена нанесена аэрография.
Хабаки (металлическая полоска у гарды) из меди и мельхиора сделано в технике мокуме: два разноцветных металла накладывались друг на друга слоями, и при термической обработке возник однородный узорчатый сплав. Цуба (гарда) выполнена в той же технике, но из меди и латуни.
7. Cool San Mai Chain Knife
Клинок из мотоцепи и твердой стали 52100. Рукоять из окрашенного дерева гуайабира с мельхиоровой вставкой. На кожаных ножнах ручной работы вытиснены звенья цепи.
8. San Mai Utility Knife
Клинок из цепи мотоцикла с добавлением стального порошка D2 и сталей 5160, O1 и 1030. Гарда сделана в технике мокуме (сталь 1010/сталь 1070/медь).
Рукоять из дерева гайачан (бразильский орех), распространенного в Латинской Америке, отличается твердостью, прочностью и высоким содержанием смол – это природный барьер для гниения и распухания. Ножны ручной работы из кожи с тиснением.
9. San Mai Scalpel
Клинок из цепи мотоцикла с добавлением стального порошка D2 и стали 5160. Ножны ручной работы из кожи с клипсой из нержавеющего дамаска. Пожалуй, я бы не отказалась от такого стильного скальпеля^____^
10. San Mai Damascus Pocket Scalpel
Клинок из цепи мотоцикла и стали 5160. Для создания больстеров (пластинки на рукояти для защиты от соскальзывания пальцев на режущую кромку) Ариэль взял провода из медного кабеля и добавил к ним нержавейку. На кожаном шнурке висит звено цепи от бензопилы.
11. San Mai Chain Damascus Kiridashi / Cutter
Клинок из цепи мотоцикла и стали 5160. На кожаном шнурке висит шарик из текстолита Micarta.
12. San Mai Damascus Integral Kiridashi / Cutter
Клинок из цепи мотоцикла и стали 5160. Больстеры из Micarta, рукоять из оленьего рога. Ножны ручной работы из страусиной кожи.
Основная ценность цепного дамаска — в умении мастера сохранить рисунок цепи, составляющей этот пакет. Фишка в том, чтобы подобрать правильный режим термообработки. Функциональность подобных ножей достаточно спорная, но со своими прямыми обязанностями они справляется, а красивый узор радует глаз=)